Category:

Первое знакомство с Абхазией и ее традициями в селе Дурипш

Первоначальная публикация в Школе путешественников

И сразу начну с легенды о появлении Абхазии. Когда Бог делил земли, то один райский уголок он оставил в своей заначке, так сказать. для себя, а остальные земли стал раздавал представителям разных национальностей. Поделил и успокоился, но спустя некоторое время к нему пришел абхаз за землей.

«Отчего ты так поздно пришел ?» — спросил Бог, затем очень внимательно выслушал его извинения и историю опоздания. А причина была в следующем: в тот момент, когда Бог раздавал земли, абхаз принимал гостей и не мог оставить их без должного внимания. Выслушав его, Бог задумался, а после отдал абхазам свой райский уголок земли, наказав, чтобы они оставались таким же гостеприимными. 

И основы гостеприимства даже отражены в флаге. В ходе экскурсии были озвучены разные варианты трактования изображения флага, мне больше всего понравился этот: полоски зеленого цвета символизируют цвет религии ислама, белого — христианство, ладонь означает доброжелательность и гостеприимство, а 7 звезд — 7 исторических районов страны. Семь — священное число для жителей Абхазии. 7 звезд и 7 полос на полотнище флага. Пурпурный прямоугольник — это кровь, пролитая за независимость Абхазии.

«Какие же исторические районы Абхазии?» — сам собой возникает вопрос. Перечисляем: Гудаутский район (города: Гудаута, Новый Афон), Гагрский район (Гагра, Пицунда), Сухумский район (Сухум), Ткуарчалский район (Ткуарчал), Гулрыпшский район (Гулрыпш), Галский район (Гали), Очамчирский район (Очамчира).
Самурзакан же — историческая область Абхазии, на которой находилось княжество Самурзакано. Если соотносить с современной территорией то это Гальский, Ткварчельский и Очамчирский районы. Свое название область получила по имени ее владельца — правителя этих земель в 17 веке.

А с корабля, как говорится, сразу на бал, вернее на абхазское застолье, которое состоялось в селе Дурипш (Гудаутский район). Прежде чем сесть за стол отправляемся на 180 ступенек вниз к горной реке Хипста.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, 

—И в ванне, и в бане,

Всегда и везде 

—Вечная слава воде!

Затем бодрым шагом, правда, без песни веселой, поднимаемся наверх и садимся за стол. Есть свои принципы рассадки за столом, но нас (туристов) оно не коснулось.

И немного о том, что выставляют на стол. Он скромен по российским меркам. Основным блюдом является мамалыга — круто сваренная на воде без соли кукурузная каша.

Мамалыгу подают в горячем виде и с сыром. Кроме того, на столе нарезка из овощей (что выросло в огороде), лаваш и шашлык. Собственно, на этом и все.

Итак, берем мамалыгу руками, обмакиваем ее в соус (к сожалению, забыла его название), жуем, но не глотаем, следом идет кусочек шашлыка, щипаем лаваш и только после этого глотаем, и испытываем неповторимые вкусовые ощущения. Приборы, конечно, были на столе, но ими пользоваться не принято.

Любое Абхазское застолье включает в себя как минимум 99 тостов, но, конечно, не каждый способен их осилить. На свадьбах одни тосты, на похоронах другие, на поминках третьи. Несколько тостов постоянны и неизменны при любых событиях.

Существует и культура проведения застолья и ее правила:
Первое правило: Обязательные тосты произносятся стоя, и бокал опустошается каждым участником застолья полностью, после чего пустой ставится на стол. Нам, как неподготовленным участникам к застолью, хозяин из соображений гуманности разрешил пить до половины бокала (пригубить нельзя).После произнесения тоста и опустошения бокалов участник застолья может присесть. Бокалы до тоста наполняются вином/чачей/иными напитками и должны быть полными, половинки, четвертинки и т.д. не допускаются.
Второе правило: Каждый тост, за исключением одного, поднимается стоя. Есть небольшое исключение, если похороны или поминки, то все тосты поднимаются сидя.
Третье правило: Без спроса у тамады запрещается выходить из-за стола, поднимать свои тосты. Если встал из-за стола, то по обычаям, вернуться уже не можешь.
Четвертое правило: (видимо шуточное) Если кем-то правило нарушаются, то наказание может быть трудное для одних или приятное для других, 200 грамм чачи залпом (чача — аналог водки, крепкий напиток изготавливается из определенных видов винограда).
Первый обязательный тост всегда поднимается за Бога, за ту религию, веру в которую каждый в себе несет. Озвучивает обязательные тосты хозяин застолья, и, как правило, тосты звучат очень витиевато и красноречиво.
В нашем случае звучал так:

Второй обязательный тост поднимается за страну: за Абхазию, за ее процветание. Ведь если будет процветать страна, то, соответственно, будут благополучны и ее жители.

Третий тост (особый, сидя и не чокаясь) за тех, кого нет с нами, или по болезни, или по нелепой случайности, или в ходе боевых действий, или просто по наступлению срока жизни.

Далее выбирается тамада, который и ведет застолье, а у нас тамадой был хозяин, который и пригласил нас на это застолье и знакомил с обычаями своей страны. 

Когда спросили перевод песни, то выяснилось, что песня о несчастной любви, хотя звучит достаточно живо. 

И как в любом застолье было время и для танцев. 

На этой музыкальной ноте и закончу рассказ о застолье. 

Продолжение —  Абхазия и ее традиции. Села: Лыхны и Моква

Посты по Абхазии:

Осенний день в Гаграх

Чернореченское форелевое хозяйство


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded